Saturday, January 10, 2009

Не соглашаться на дактилоскопию?

Граффити на ветншахте минского метрополитена

Выйди из под контроля!
Выйди из под контроля!

Friday, January 9, 2009

Владимир Наумов превысил служебные полномочия?

Алина ВЕТРОВА

Белорусский Хельсинкский комитет требует возбудить уголовное дело в отношении Владимира Наумова. Соответствующее обращение подготовлено на имя генпрокурора Григория Василевича.

"Действующее законодательство предусматривает, что добровольная государственная дактилоскопическая регистрация проводится органами внутренних дел только по письменному заявлению граждан, — говорится в письме на имя Василевича. — БХК оценивает акт министра как несоответствующий действующему законодательству, как проявление нигилистического отношения к закону при полном игнорировании прав граждан. Именно эти обстоятельства, по нашему мнению, вызвали обоснованные жалобы граждан на действия сотрудников милиции, дискредитировали органы власти…

Просим изучить содержание Распоряжения министра внутренних дел Наумова В.В. от 26.08.2008 г. № 103 "Об организации взаимодействия с Министерством обороны Республики Беларусь по дактилоскопированию военнообязанных граждан" с приложением №1 и принять решение о его отмене как незаконного; дать правовую оценку действиям министра МВД г-на Наумова В.В., явно выходящим за пределы прав и полномочий, предоставленных ему, и повлекшим существенный вред правам и законным интересам граждан либо государственным и общественным интересам, и при наличии достаточных оснований — возбудить в отношении него уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст.426 УК Республики Беларусь (превышение власти или служебных полномочий)".http://nv-online.info/index.php?c=ar&i=12524

Кому-то нужны отпечатки ваших пальцев?

Гарри ПОГОНЯЙЛО, председатель юридической комиссии БХК

"Народная воля" уже писала о том, что после взрыва, прогремевшего 4 июля 2008 года на праздновании Дня независимости в Минске, многие граждане страны подверглись принудительному дактилоскопированию (взятию отпечатков пальцев и ладоней рук для помещения их в соответствующую базу данных для сравнительных исследований). На вызов "сдать пальчики" даже пожаловался Александру Лукашенко руководитель телеканала ОНТ Григорий Кисель. В РПОО "Белорусский Хельсинкский комитет" тоже поступают жалобы от людей, которые утверждают, что подверглись психологическому давлению и угрозам в связи с их отказом участвовать в этих мероприятиях. Они просят разъяснить им существующий порядок и дать правовую оценку действиям должностных лиц.

Изучение фактов свидетельствует о том, что действительно многих граждан повестками приглашают в военные комиссариаты или в отделы милиции, а в ряде случаев и по месту работы и путем уговоров и угроз склоняют к принудительному дактилоскопированию.

В руки правозащитников попал любопытный документ, во многом объясняющий ситуацию по развернувшейся кампании всеобщей дактилоскопии. Видимо, документ родился в недрах МВД и за подписью министра Владимира Наумова адресован заместителям министра внутренних дел, руководителям подразделений центрального аппарата и центрального подчинения МВД Беларуси, начальникам ГУВД Мингорисполкома и УВД Миноблисполкома. Речь идет о Распоряжении №103 от 26 августа 2008 года "Об организации взаимодействия с Министерством обороны Республики Беларусь по дактилоскопированию военнообязанных граждан".

Хочу сразу отметить, что это акт органа государственного управления (в данном случае МВД) в области административно-распорядительной деятельности, который не относится к категории нормативных правовых актов, обязательных для исполнения всеми гражданами, органами и должностными лицами. Он адресован исключительно к должностным лицам, входящим в систему МВД, и направлен на организацию получения дактилоскопических образцов для сравнительного исследования у граждан в возрасте от 18 до 55 лет. В преамбуле Распоряжения необходимость проведения этих мероприятий прямо связывается с событиями взрыва 4 июля. Напомню, по факту взрыва, в результате которого более 50 человек получили телесные повреждения различной тяжести, возбуждено уголовное дело, проводятся оперативно-розыскные мероприятия. В рамках указанных мероприятий и предлагается организация процесса дактилоскопирования военнообязанных граждан через военные комиссариаты Министерства обороны. В числе требований, изложенных в Распоряжении №103, есть и такое: подготовить списки граждан Республики Беларусь в возрасте от 18 до 55 лет, подлежащих дактилоскопированию, направление этих списков в территориальные ОВД для организации совместно с военными комиссариатами вызова граждан в военкоматы для дактилоскопирования, создание для этих целей оперативных групп из числа сотрудников милиции и необходимость обеспечить в их составе специального сотрудника для проведения разведдопросов, разрешения внештатных ситуаций, принятие ряда других мер. Контроль за реализацией всех мероприятий, предусмотренных Распоряжением, возложен на первого заместителя министра внутренних дел Республики Беларусь — начальника криминальной милиции.

Между тем согласно нормам Закона Республики Беларусь "О государственной дактилоскопической регистрации" и Указа Президента Республики Беларусь от 18.11.2004 г. №565 установлен порядок проведения добровольной и обязательной государственной дактилоскопической регистрации указанной в них категории граждан. Установленный перечень случаев проведения обязательного дактилоскопирования является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Так, согласно ст.7 Закона обязательной государственной дактилоскопической регистрации подлежат:

— граждане Республики Беларусь, призываемые и поступающие в добровольном порядке на воинскую службу в Вооруженные Силы Республики Беларусь, а также призываемые на альтернативную службу;

— граждане Республики Беларусь, проходящие военную службу в государственных органах, в которых предусмотрена военная служба, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь;

— граждане Республики Беларусь, проходящие службу или работающие в органах внутренних дел; профессиональных аварийно-спасательных службах; налоговых органах; таможенных органах; Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь; органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь; органах прокуратуры;

— члены экипажей воздушных, морских и речных судов Республики Беларусь;

— лица, работающие на опасных производственных объектах;

— граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, признанные недееспособными или ограниченные в дееспособности по решению суда;

— граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, подозреваемые (обвиняемые) в совершении преступления либо осужденные за совершение преступления;

— лица, состоящие на профилактических учетах в органах внутренних дел, лица, в отношении которых применены принудительные меры безопасности и лечения, предусмотренные Уголовным кодексом Республики Беларусь, а также лица, совершившие административные правонарушения, за которые предусмотрена ответственность в виде административного ареста;

— иностранные граждане и лица без гражданства, подлежащие депортации или высылке из Республики Беларусь;

— иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Республику Беларусь и обратившиеся с ходатайством о признании их беженцами, либо о предоставлении убежища в Республике Беларусь, либо о выдаче им разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь.

Обязательной государственной дактилоскопической регистрации подлежат также неопознанные трупы.

Действующее законодательство предусматривает, что добровольная государственная дактилоскопическая регистрация проводится органами внутренних дел только по письменному заявлению граждан. Отсутствие такого согласия, соответственно, является нарушением порядка проведения дактилоскопирования. Должностные лица государственных органов, осуществляющих получение, использование, хранение и уничтожение дактилоскопической информации, несут ответственность за нарушение правил получения, использования, хранения и уничтожения дактилоскопической информации в соответствии с законодательством Республики Беларусь (ст.17 Закона). Установленные правила предоставляют возможность лицу требовать уничтожения дактилоскопической информации. Основанием в данном случае является его письменное заявление в адрес органа, проводившего дактилоскопирование и направившего информацию в базу данных Государственного экспертно-криминалистического центра МВД (ГЭКЦ МВД).

Следует особо отметить: указанные в Распоряжении процедуры явно не подпадают под действие Закона "О государственной дактилоскопической регистрации" (в ред. от 17.07.2006 г.) и Указа Президента Республики Беларусь от 18.11.2004 г. №565 (в ред. от 05.04.2006 г. №204), определяющих порядок осуществления добровольной и обязательной государственной дактилоскопической регистрации.

В то же время эти мероприятия проводятся и не в рамках уголовно-процессуального законодательства и, в частности, в соответствии с требованиями ст.234 УПК (получение образцов для сравнительного исследования). Данная статья дает право следователю, дознавателю, эксперту получить образцы для сравнительного исследования у подозреваемых, обвиняемых, потерпевших, о чем выносится постановление или данные действия отражаются в экспертном заключении. При этом не должны применяться методы, опасные для жизни и здоровья человека или унижающие его честь и достоинство. Такого рода мероприятия проводятся с соблюдением общих правил производства следственных действий, указанных в разделе VIII УПК, регламентирующем предварительное расследование уголовных дел.

Таким образом, следует прийти к выводу, что в оперативном штабе МВД и у руководства министерства в очередной раз не хватило квалификации грамотно, толково, высокопрофессионально с соблюдением действующего законодательства организовать расследование уголовного дела, вызвавшего широкий общественный резонанс. Не исключаю и того, что подгоняемые "сверху" и ради достижения поставленной цели правоохранители пренебрегли правами граждан и учинили по форме и содержанию очередной беспредел. С другой стороны, если цель не будет достигнута, виновных не установят, можно прикрыться огромной работой, проделанной в масштабах страны, которая все же имела пользой попутно раскрыть ряд ранее не раскрытых преступлений и существенно пополнить базу данных по всеобщей дактилоскопии граждан. Однако нас, правозащитников, смущают и глубоко беспокоят цели и методы подобной работы.

Что делать? Я бы посоветовал гражданам на беспредел чиновников в пагонах ответить исключительно правовыми средствами. Выбор этот весьма широк: от письменных обращений граждан в отделы милиции об аннулировании в учетах данных дактилоскопии, полученных с нарушением действующего законодательства, до направления жалоб в органы прокуратуры, осуществляющие надзор за деятельностью милиции, либо непосредственно в суд в порядке ст.353 ГПК, предусматривающей право на обращение с жалобой на действия государственных органов и должностных лиц, ущемляющих права граждан. В данной жалобе могут быть выдвинуты дополнительные требования о возмещении материального ущерба и о компенсации морального вреда. Необходимо конкретными действиями учить власть, чиновников следовать закону, соблюдать права и свободы граждан, быть ответственными за свои решения, дела и поступки. На сайте БХК (www. belhelcom.org) размещен образец подобной жалобы, которая может быть направлена в суд после отказа органа внутренних дел в просьбе об уничтожении дактилоскопической информации либо в связи с непринятием мер прокурорского реагирования по данному вопросу, если жалоба первоначально направлялась органу прокуратуры.
http://nv-online.info/index.php?c=ar&i=12523