18 экспертов из разных стран мира пришли к выводу, что Ковалева и Коновалова заставили себя оговорить, следствие нарушило принцип презумпции невиновности, а суд не был беспристрастным.
Но главное - в деле Владислава Ковалева и Дмитрия Коновалова было нарушено фундаментальное право на жизнь.
Рассмотрел дело и вынес свое решение Комитет 29 октября, в Минске об этом решении узнали 21 ноября. Комитет ООН признал около 80% нарушений, описанных в жалобе сестры и матери расстрелянного по обвинению во взрыве в минском метро Владислава Ковалева.
Признано, что к Ковалеву применялась физическая сила и его заставили дать показания против себя. При этом были нарушены статьи Пакта о гражданских правах на запрет пыток и право не давать показания против себя. Комитет ООН признал, что Ковалев после задержания не был доставлен в суд в срочном порядке для принятия решения относительно меры пресечения. Признано, что была нарушена презумпция невиновности: подсудимого держали в клетке и приводили в наручниках на суд. А информация госагентства БелТА, в которой Ковалев был назван террористом задолго до приговора, признана как минимум несдержанной в оценках.
Комитет также признал, что суд не являлся независимым, а большинство ходатайств подсудимого неправомерно были отклонены, во время суда над Владиславом Ковалевым было также нарушено право на жизнь и право на обжалование приговора.
Признано нарушением, что комитет неоднократно просил принять меры промежуточной защиты, не приводить в исполнение приговор, пока Комитет не рассмотрит дело. Согласно международным обязательствам, принятым Беларусью в рамках ООН, Ковалев имел право дождаться решения Комитета, но его расстреляли в день регистрации обращения. Однако белорусские власти отказались сотрудничать с Комитетом ООН по этому вопросу и заранее сделали заявление, что не намерены признавать решение Комитета в этом деле.
Также Комитет признал нарушение статьи о жестоком обращении в отношении матери и сестры Ковалева, поскольку близким даже не сообщили о дате казни и месте захоронения.
"Это беспрецедентно быстрое рассмотрение столь серьезного дела - менее года. Обычно Комитет ООН рассматривает подобные дела от двух до девяти лет", - сообщил Еврорадио правозащитник Роман Кисляк, комментируя решение Комитета ООН.
Напомним, жалоба была направлена в комитет 14 декабря 2011 года, а зарегистрирована 15 декабря.
https://belaruspartisan.by/life/223599/