Thursday, November 22, 2012

Комитет ООН по правам человека считает дело о теракте сфабрикованным

18 экспертов из разных стран мира пришли к выводу, что Ковалева и Коновалова заставили себя оговорить, следствие нарушило принцип презумпции невиновности, а суд не был беспристрастным.
Но главное - в деле Владислава Ковалева и Дмитрия Коновалова было нарушено фундаментальное право на жизнь.
Рассмотрел дело и вынес свое решение Комитет 29 октября, в Минске об этом решении узнали 21 ноября. Комитет ООН признал около 80% нарушений, описанных в жалобе сестры и матери расстрелянного по обвинению во взрыве в минском метро Владислава Ковалева.

Признано, что к Ковалеву применялась физическая сила и его заставили дать показания против себя. При этом были нарушены статьи Пакта о гражданских правах на запрет пыток и право не давать показания против себя. Комитет ООН признал, что Ковалев после задержания не был доставлен в суд в срочном порядке для принятия решения относительно меры пресечения. Признано, что была нарушена презумпция невиновности: подсудимого держали в клетке и приводили в наручниках на суд. А информация госагентства БелТА, в которой Ковалев был назван террористом задолго до приговора, признана как минимум несдержанной в оценках.
Комитет также признал, что  суд не являлся независимым, а большинство ходатайств подсудимого неправомерно были отклонены, во время суда над Владиславом Ковалевым было также нарушено право на жизнь и право на обжалование приговора.
Признано нарушением, что комитет неоднократно просил принять меры промежуточной защиты, не приводить в исполнение приговор, пока Комитет не рассмотрит дело. Согласно международным обязательствам, принятым Беларусью в рамках ООН, Ковалев имел право дождаться решения Комитета, но его расстреляли в день регистрации обращения.  Однако белорусские власти отказались сотрудничать с Комитетом ООН по этому вопросу и заранее сделали заявление, что не намерены признавать решение Комитета в этом деле.
Также Комитет признал нарушение статьи о жестоком обращении в отношении матери и сестры Ковалева, поскольку близким даже не сообщили о дате казни и месте захоронения.
"Это беспрецедентно быстрое рассмотрение столь серьезного дела - менее года. Обычно Комитет ООН рассматривает подобные дела от двух до девяти лет", - сообщил Еврорадио правозащитник Роман Кисляк, комментируя решение Комитета ООН. 
Напомним, жалоба была направлена в комитет 14 декабря 2011 года, а зарегистрирована 15 декабря.
https://belaruspartisan.by/life/223599/




Monday, July 30, 2012

Как взрывают Беларусь

В последнее время в Беларуси происходят странные теракты.
Это мелкий хлопок петарды в гомельском магазине, несчастный случай, когда двое нетрезвых кобринчан нашли и разобрали гранату или подозрительная своей глупостью попытка взорвать РОВД в Жлобине. Сегодня же лукашенковское телевидение отрапортовало о попытке обстрелять автобус в Минске. Во всех этих случаях расследованием занимается именно Комитет государственной безопасности: он быстро возбуждает уголовные дела и начинает поиск виновных.
Вот хроника последних месяцев:
В апреле КГБ предоставил видео взрыва 19 апреля в одном из магазинов Гомеля. Сообщалось, что самодельное взрывное устройство сработало в продуктовом магазине возле железнодорожного вокзала. «Взрывное устройство преступники спрятали в полости у кассового аппарата. Отдельные элементы взрывного устройства, как выяснили эксперты, иностранного происхождения. Незначительные травмы получила продавец», - отчиталось областное управление КГБ.
На видео же видно, что никакого взрыва не было. «Самодельное взрывное устройство», скорее, напоминало петарду, которая вызвала лишь слабый хлопок.
Тем не менее управлением КГБ по Гомельской области возбуждено уголовное дело по факту угрозы актом терроризма. Объявлено об отработке версии о «разборках» между организаторами каналов нелегальной миграции из числа иностранных граждан, прибывающих под видом обучения в вузах Гомеля.
Опять же в апреле в Кобрине (Брестская область) в результате взрыва гранаты погибли два человека: мужчина 1957 года рождения и его сын 1979 года рождения.
Официальные СМИ со ссылкой на КГБ сразу стали сообщать пугающие подробности. По их уверениям, один из погибших (отец) привлекался ранее к уголовной ответственности по ст.186 «Угроза убийством, причинением тяжких телесных повреждений или уничтожением имущества» УК Беларуси, а сын длительное время находился в северокавказском регионе РФ и на момент взрыва недавно вернулся в Кобрин.
По факту взрыва снова возбуждено уголовное дело по статье «Терроризм». «Проверяются различные версии, в том числе то, что семья могла быть причастной к организации нелегального сбыта средств поражения, возможно в интересах конкретных заказчиков из числа нелегальных мигрантов», - сообщили в КГБ.
Кобрин — мой родной город, и местные жители сообщили, что на самом деле один из погибших - отец, якобы привлекавшийся по страшной статье «угроза убийством», - был обычным алкоголиком, который по пьянке как-то устроил драку, а его сын из-за безденежья «шабашил» по всей России. То есть был обычным гастарбайтером, а не поставщиком оружия из северокавказского региона. Где они нашли эту гранату — никто до сих пор понять не может, но, учитывая, что раньше на территории Кобрина находилась военная часть, при ее расформировании вполне могло что-то и «потеряться». Во всяком случае, после пролета шведского самолета над территорией Беларуси под носом ПВО — уровень порядка в армии всем очевиден.
В мае в Жлобине произошел случай, подтвердивший своей абсурдностью и театральностью, что без спецслужб точно не обошлось.
Человек в маске с надписью на арабском языке и с бомбой в 5 килограммов в тротиловом эквиваленте  якобы пытался взорвать местный РОВД. Версия КГБ снова написана как под копирку: «Задержанный был связан с организацией, которая нелегально пересылала граждан Афганистана в Европу».
Ситуация, когда выходцы из Афганистана организовывают теракт в Беларуси, в частности, в Жлобине, выглядит как минимум странно. Ранее официальный Минск неоднократно угрожал Брюсселю тем, что ослабит контроль на своих границах за нелегальной миграцией. Наблюдается параллель: террорист в Жлобине якобы связан с организацией, которая переправляла афганцев в Европу. «Взрыв» в гомельском магазине и несчастный случай в Кобрине также рассматривался как разборки подобных группировок.
А теперь вспомним, сколько у нас КГБ просил денег для «борьбы с терроризмом»?
Как раз в мае, после всех этих странных терактов, на сайте Министерства экономики был напечатан список проектов, которые государственные учреждения представляют донорам в рамках программы Международного технического сотрудничества на 2012-2016 годы.
Среди представленных проектов имеются и от Комитета государственной безопасности. Чекисты просят финансирование на «закупку и поставку технических средств и оборудования для обеспечения деятельности в сфере борьбы с терроризмом, организации и проведения контртеррористических и других операций, оперативного проведения специальных и криминалистических исследований в рамках государственного реагирования на акты терроризма». На этот проект КГБ просит 6 миллионов долларов.
Второй проект с КГБ направлен на «совершенствование систем мер по противодействию ядерному и радиационному терроризму на территории Беларуси». Этот проект рассчитан на 3,5 миллиона долларов.
Но взрывы могут быть организованы спецслужбами не только ради 9,5 миллионов долларов.
Нынешняя ситуация вызывает ощущение дежавю.
В мае 1997 года в Минске неизвестными было обстреляно здание посольства России в Минске и взорван участок газопровода «Ямал-Западная Европа» недалеко от Узды. В августе 1997-го прогремел взрыв в суде Советского района Минска. К счастью, никто не пострадал. Ответственность за теракты на себя взяла некая Белорусская освободительная армия (БОА). Хотя никакой БОА на территории Беларуси никогда не было и нет.
Зато накануне был референдум 1996 года, с которого, собственно, и начала отсчет белорусская диктатура. Запад отказал Лукашенко в легитимности и усилил давление, а внутри страны проходили мощные акции протеста оппозиции. «Теракты» в Минске попытались тогда списать на «экстремистскую оппозицию», в разработку был взят «Молодой Фронт» - в то время наиболее влиятельное и многочисленное молодежное движение.
А дальше уже вопрос терроризма возникал регулярно, когда это было нужно власти. Все помнят пресс-конференцию председателя КГБ Степана Сухоренко накануне президентских выборов 2006 года, где он насмешил журналистов и весь мир уверениями, что оппозиция собиралась отравить население Минска, забросив в местный водопровод крысу. И если эти обвинения были смешны, то угрозы накануне акции протеста против фальсификации итогов выборов, что тот, кто выйдет на площадь, может быть привлечен по статье «терроризм» (а это значит высшая мера) — были вполне серьезными.
После взрывов 3 июля 2008 годов и  в минском метро в апреле 2011 года также КГБ заявлял о вероятной причастности к этому оппозиции.
В 2008 году некоторым активистам пришлось пройти через тюрьмы. В 2011-м в тюрьмах сидели практически все активные оппозиционеры, представляющие угрозу режиму, и потому острой  необходимости в очередной «охоте на ведьм» не было. Тем более, что нужной цели взрыв в метро достиг — население, вздумавшее протестовать на улицах после обвала рубля, резкого падения зарплат и  поднятия цен, попряталось по кухням с мыслью «лишь бы не было войны».
Сегодня, когда режим Лукашенко в международной изоляции и на грани очередного серьезного экономического обвала, снова возникла необходимость в новых «терактах». Это позволит  властям развязать новые репрессии против оппозиции, прикрываясь необходимостью борьбы с «терроризмом» и «экстремизмом». Тем более, если под это дело  еще можно получить миллионы от Запада.
Наталья Радина, редактор charter97.org
http://www.charter97.org/ru/news/2012/7/30/55960/

Thursday, April 19, 2012

КГБ информирует / 19 апреля 2012 О проведении региональных межведомственных командно-штабных учений

19 апреля 2012 года в Гомеле состоятся региональные межведомственные командно-штабные учения по теме «Организация и осуществление мер государственного реагирования на акты терроризма».
В них примут участие руководители и представители УКГБ, УВД, УМЧС, 19 пограничной группы, органов власти и управления.
Основной целью мероприятия является выработка оптимальной модели задействования сил и средств государственных органов, эффективного алгоритма принятия управленческих решений и организации взаимодействия областных подразделений министерств и ведомств Беларуси при возникновении террористической угрозы, по её предупреждению и локализации возможных последствий.
Формат учений включает в себя теоретическую и практическую часть, которая пройдет на полигоне УМЧС.
Комитетом государственной безопасности на постоянной основе предпринимаются меры по повышению эффективности антитеррористической защиты белорусских граждан.
Кроме того, актуальность проблемы террористической угрозы связана с активизацией попыток организации каналов незаконной переправки через территорию Республики Беларусь в страны Евросоюза выходцев из стран с неблагоприятной в миграционном плане обстановкой, в том числе проходящих по учетам риск-прогнозов террористической направленности.
Профессиональная подготовка представителей национальных спецслужб постоянно совершенствуется в рамках взаимодействия с государствами-участниками СНГ и иными зарубежными партнерами, отрабатываются механизмы обмена информацией между странами по выявлению и предупреждению террористических актов на объектах массового пребывания людей.
Особое внимание уделяется совершенствованию механизмов координации и взаимодействия органов государственного управления в условиях пресечения террористических актов.
Наиболее эффективно практические вопросы такого взаимодействия,передовые методики и приемы действий силовых структур и других субъектов государственного реагирования отрабатываются при проведении совместных учений.
16-17 ноября 2011 года представители силовых структур,органов власти и управления Гомельской области принимали участие в республиканской межведомственно военно-деловой игре по теме «Организация и осуществление мер государственного реагирования на акты терроризма».
19 апреля нынешнего года Гомельская область станет своеобразной площадкой для отработки оптимальной модели взаимодействия на региональном уровне.