Физическое устранение спецслужбами лидеров террористических организаций является редкостью в современном мире. До недавнего времени, подавляющее большинство государств, проводивших антитеррористические кампании, стремились не уничтожить высокопоставленных террористов, а захватить их живьем, что, впрочем, не исключало возможности их последующей казни.
Государства мира, сталкивающиеся с терроризмом, вынуждены делать крайне тяжелый выбор: либо они продолжать "играть по существующим правилам" против структур, которые принципиально этих правил не соблюдают, либо они начинают играть по тем правилам, которые им навязаны террористами. В условиях военного времени, командиры армии противника и руководители враждебного государства считаются легитимными военными целями - их разрешено уничтожать любыми способами. Однако, так как государство, формально не может объявить войну негосударственной структуре. Не существует общепринятого юридического обоснования допустимости физического уничтожения лидеров террористических группировок, хотя бы потому, что не существует общепринятого определения понятия "терроризм". Однако одним из постулатов международного права является право на самозащиту: допустимо убить того, кто собирается убить тебя.
В этом контексте крайне важен выбор легитимной цели для уничтожения. К примеру, террористические лидеры, непосредственное принимавшие участие в организации терактов, ныне, в основном, считаются "легитимными" целями для спецслужб. Другая ситуация складывается, если целью спецслужб становится представитель политического крыла террористической организации, на руках которого нет крови. Согласно Хартии ООН, в мирное время политические деятели и частные лица должны пользоваться иммунитетом от актов насилия со стороны граждан, официальных лиц или вооруженных сил другой страны. Гаагская Конвенция запрещает убийства и обещание награды "за голову" врага.
Сторонники физического уничтожения террористов считают, что во время войны легитимной целью становятся все военнослужащие противника, к которым условно можно отнести и политических лидеров террористических организаций, с которыми ведется необъявленная война. Именно поэтому, США, например, предлагают $50 млн. за информацию о Бен Ладене, которая позволит захватить его живым или мертвым.
Убийства террористических лидеров призваны решить две главные задачи. Первая и главная из них - предотвратить совершение новых терактов. Вторая - и менее важная - наказать преступника. Но поныне считается, что государства не должны следовать навязанным им правилам и обязаны соблюдать демократические процедуры в отношении всех людей, в том числе и террористов. Физическое уничтожение преступника допустимо лишь по решению суда и с соблюдением всех необходимых процедур, включая право побвиняемого на защиту. В случае, когда спецслужбы уничтожают террориста, они, фактически, присваивают функции правосудия.
Исследовательская организация США Совет по Внешнеполитическим Связям/ Сouncil on Foreign Relations, пришла к выводу, что убийство террористического лидера допустимо, потому что террористы не являются "законными комбатантами", то есть участниками легитимных вооруженных формирований, которые пользуются защитой международного законодательства. Майкл Валцер / Michael Walzer, эксперт Института Передовых Исследований / Institute for Advanced Study Принстонского Университета, считает, что уничтожение рядовых террористов не способно разрешить проблему, до тех пор пока не нейтрализованы лица, планирующие террористические атаки. Известны исследования, доказывающие, что уничтожение преступника - очень давний и достаточно эффективный метод и нет убедительных причин, заставляющих отказаться от его применения.
Впрочем, очень многие эксперты отмечают, что государства в любом случае не должны уподобляться террористам и преступникам и совершать подобные убийства, поскольку это чревато многими негативными последствиями. В частности, подобные действия делают спецслужбы неподконтрольными обществу. Периодическое совершение подобных убийств де-факто меняет международное законодательство и логику отношений в мире. Кроме того, в процессе уничтожения террористов высока вероятность того, что погибнут невинные люди.
Луи Берес / Louis Beres, специалист по международному праву, профессор Университета Пердью / Perdue University, считает, что в процессе принятия решения о совершении убийства лидера террористической организации или государства, должны быть выполнены четыре обязательных условия.
Во-первых, подобная операция должна проводиться в исключительных случаях.
Во-вторых, юридическое обоснование необходимости проведения подобной операции должно соответствовать нормам международного права и законодательства конкретной страны, которая предполагает организовать физическое устранение враждебного лидера. В-третьих, эта операция должны совершаться лишь в том случае, если существуют достоверные и неоспоримые данные, что объект операции готовится применить оружие массового уничтожения или совершить теракты, которые могут повлечь значительное количество невинных жертв. В-четвертых, преимущества убийства должны быть явны и неоспоримы.
Источник:
Washington ProFile
Справка / США. Опыт охоты на террористов.
Спецслужбы США начали предпринимать попытки физического уничтожения террористических лидеров и даже глав государств, которые оказывали поддержку террористам с середины 1980-х годов.
С 1981 года, после того как вскрылась роль ЦРУ в подготовке ряда государственных переворотов, американским спецслужбам было запрещено заниматься такого рода деятельностью. Президент Рональд Рейган издал знаменитую директиву N12333, запретившую ЦРУ прямо или косвенно участвовать в убийствах. Однако, одно исключение было сделано: агентам ЦРУ негласно было разрешено собирать информацию, которая бы позволила уничтожить лидеров террористических организаций за рубежом.
Приказ ЦРУ о проведении тайной операции (к подобным акциям относятся убийства, подготовка государственных переворотов, помощь в создании и обучении вооруженных формирований из числа иностранных граждан и т.д.) может отдать лишь президент США. Тайная операция совершается на основе рекомендаций Национального Совета по Разведке / National Intelligence Council. Подобная операция может быть проведена лишь в случае, если задачи внешней политики США не могут быть достигнуты применением обычных дипломатических методов, а применение вооруженных сил США нежелательно.
Кроме того, ЦРУ может быть задействовано для проведения специальных операций за рубежом для поддержки действий американских дипломатов в том случае, если Администрация США желает, чтобы ее роль в этих событиях не была известна обществу. Директор ЦРУ обязан отчитываться о проведении каждой тайной операции комитетам по разведке Сената и Палаты Представителей Конгресса США.
В 1986 году США провели первую операцию по уничтожению человека, который бал признан лидером террористической организации: самолеты ВВС США разбомбили дворец ливийского лидера Муаммара Каддафи. Поводом стал теракт, организованный агентами ливийских спецслужб на дискотеке в Западном Берлине, популярной среди военнослужащих США. Кроме того, Ливия в то время предоставляла поддержку десяткам террористических групп, действовавших на Ближнем Востоке и в Европе. Каддафи уцелел.
Первая крупная операция США против террористов-исламистов была предприняты в 1998 году администрацией президента Билла Клинтона/BillClinton. Клинтон дал "добро" ЦРУ на проведение подобных операций в отношении Усамы Бен Ладена и его приближенных.
Поводом для проведения подобных операций стали взрывы посольств США в Кении и Танзании, проведенные "Аль Каедой". Тогда крылатыми ракетами была обстреляна база Бен Ладена в Афганистане. Получив разведывательную информацию о том, что Бен Ладен прибыл в один из тренировочных лагерей на территории Афганистана, боевые корабли ВМФ США выпустили 75 крылатых ракет Tomahawk. В результате этой атаки Бен Ладен не пострадал. Погибли семь боевиков и около 20-ти получили ранения. Стоимость одной такой ракеты составляет примерно $570 тыс. Таким образом, стоимость боеприпасов, израсходованных на эту операцию достигла $42 млн. 750 тыс. - для того, чтобы уничтожить рядового террориста потребовалось более $6 млн. Администрация США еще дважды в 1998 и 1999 годы обсуждала возможность физического уничтожения Бен Ладена. Как заявила бывший Государственный Секретарь США Мадлен Олбрайт на слушаниях в Конгрессе США, администрация Клинтона столкнулась с недостатком разведывательной информации о Бен Ладене, поэтому эти попытки оказались безуспешными.
После терактов 11 сентября 2001 года США не изменили своего подхода к убийствам террористических лидеров. Президент Джордж Буш заявил, что на террористов не распространяются нормы и правила войны. Поэтому ЦРУ получило свободу действий. Фактически, по мнению Пола Пиллара, бывшего высокопоставленного сотрудника ЦРУ, автора книги Terrorism and US Foreign Policy, военная операция в Афганистане была попыткой физического уничтожения Бен Ладена и его соратников, а также лидера "Талибана" муллы Омара. В мае 2002 года ЦРУ использовала беспилотный самолет, вооруженный ракетами, чтобы уничтожить известного афганского полевого командира Гульбеддина Хекматиара, который провел ряд террористических атак против новых властей Афганистана и военнослужащих международной коалиции. В конце 2002 года в Йемене американский беспилотный самолет обстрелял ракетами автомобиль, в котором находились руководители местной ячейки "Аль Каеды". Все они были убиты.
Пиллар считает, что США не должны применять подобный метод борьбы с террором, но, в тоже время, не должны отказываться от использования этого инструмента. По его мнению, в каждом конкретном случае президент США должен подписывать особый документ уполномочивающий спецслужбы на проведение подобной операции. Кроме того, принципиальное решение должно приниматься после детального рассмотрения плюсов и минусов физического устранения террористического лидера в администрации США и Объединенном Комитете по Разведке Конгресса США.
Источник:
Washington ProFile