Wednesday, July 16, 2008

Игры на месте взрыва

Белорусскими аналитиками было высказано множество версий, почему был снят Виктор Шейман. Я не буду перечислять их все в данной статье. Я рассмотрю только одну, почему то до сих пор ни кем не озвученную, но достаточно интересную версию, основанную на последнем «проколе» Виктора Владимировича.

Виктор Шейман все годы правления Александра Лукашенко был практически непотопляемой фигурой. Ему сходили с рук любые операции, будь то продажа оружия или контроль над коммерческими структурами без дополнительного контроля со стороны президента. Временами Виктор Шейман вызывал недовольство части окружения президента и самого Лукашенко лично. Виктор Владимирович был опасен. Но просто, как привык к этому президент, одним росчерком пера, проблему Шеймана решить было нельзя. Попытка прямо отобрать у него власть могла привести к любым последствиям, даже к перевороту.
Поэтому надо было действовать красиво и очень аккуратно. А убирать его, ввиду произошедших событий, появившихся из-за этого проблем и проводимых на данный момент процессов, требовалось срочно.

Для того чтобы понять основную причину увольнения Шеймана, мы должны вернутся на несколько месяцев назад. А точнее в 1 марта 2008 года. В этот день на другом конце земного шара успешно завершилась очередная операция Колумбийской армии против боевиков Революционных Вооруженных Сил Колумбии(FARC), леворадикальной повстанческой группировки. В ходе операции был уничтожен один из командиров FARC, Рауль Рейес, и захвачен его архив.

Какое отношение может иметь к Беларуси командир террористической группировки, являющейся монопольным экспортером кокаина из Колумбии? Как выяснилось – самое прямое. Рауль Рейес в своей организации являлся международным представителем ФАРК. Получив его архив, власти Колумбии и США узнали обо всех операциях проводимых повстанцами за рубежом.

Через некоторое время, 10 мая 2008 года крупнейшая испанская газета "Эль Паис", привела выдержки из письма, найденного в данном архиве. Письмо датировано 8 февраля 2008 г. и подписано одним из членов секретариата FARC Иваном Маркесом. Маркес сообщил, что Уго Чавес рассмотрел с белорусскими властями возможность поставок вооружения. "Наш белорусский друг продолжает работу над пакетом о путях к черному рынку, чтобы решить проблемы, - цитирует газета выдержки из письма. - 17 числа этого месяца в Каракас прибудет делегация высоких представителей от этого друга, чтобы уточнить список. Ангел просил, чтобы мы были здесь и лично договорились с делегацией". По данным "Эль Паис", Ангел - это псевдоним Уго Чавеса. "А друг - это Виктор Шейман, госсекретарь Совета безопасности Беларуси, человек, очень приближенный к Александру Лукашенко. Шейман был одним из тех, кто продвигал контракты на поставку оружия в Венесуэлу на сумму в 720 млн. евро, которые были подписаны в прошлом году", - утверждает газета. А с 15 по 19 февраля состоялся официальный визит в Венесуэлу белорусской делегации во главе Виктором Владимировичем.

15 мая 2008 года Интерпол подтвердил подлинность захваченного архива. Сразу после этого госдепартамент США сообщил, что в случае подтверждения фактов поддержки FARC иностранными державами, последствия для них могут быть очень серьезными. На основании этих документов в конгрессе уже готовится законопроект, согласно которому американские законодатели могут внести государства, поддерживающие колумбийских повстанцев в список стран - спонсоров терроризма.

Лукашенко еще до этого заявления прекрасно понимал, чем грозит ему и стране продажа оружия FARC. А если принять во внимание, что колумбийские партизаны обычно расплачиваются за проданные им товары кокаином… Другими словами ситуация развивалась по крайне негативному сценарию. Требовалась срочная перестраховка и качественный козел отпущения. Перестраховкой послужил спровоцированный Лукашенко конфликт с США, результатом которого явилась фактически эвакуация посольства США в Минске. А на роль козла отпущения была только одна фигура. Виктор Владимирович Шейман, засвеченный в документах архива Рейеса. Оставалось только быстро и красиво снять его с должности, не позволив Виктору Владимировичу сопротивляться и держать при себе, пока он не понадобится для защиты от американцев.

Через несколько месяцев в центре Минска, во время концерта, прогремел взрыв. А через 3 дня Александр Лукашенко произнес слова, впоследствии растиражированные всеми белорусскими СМИ: "Не думаю, Виктор Владимирович, что вы должны остаться в этой должности после инцидента". Эти слова, произнесенные на совещании силовиков по поводу произошедшего в Минске теракта, поставили точку на карьере влиятельнейшего из силовиков Беларуси, лишили его возможности защититься и перевели в разряд козла отпущения на случай «наезда» со стороны США.

Теперь перед белорусскими властями стоит еще один нерешенный вопрос. Взрыв помог убрать Виктора Шеймана, но требуется ликвидировать последствия самого взрыва. Требуется найти виновных. Себя в этом качестве власти конечно никак не видят. Требуется еще один "козел отпущения". И власть со старанием взялась за поиск такого “козла” и фабрикацию дела.

К сожалению, уровень профессионализма и компетентности белорусского МВД и КГБ падает год от года, поэтому сейчас, когда они столкнулись с реальной проблемой, тем более имеющей ярко выраженный и сложный политический подтекст, они растерялись. Следствие буксует. Силовые ведомства попросту не знают что делать. Попытка допроса полумиллиона человек, установление величины запасов гидропирита в аптеках (одной из составляющих краски для волос), взятие проб слюны у оппозиционеров, проверка всего связанного с химией в учебных заведениях. У силовиков явно отсутствует понимание, как подойти к этому делу. Массовый арест оппозиционеров в попытке хоть на кого то “повесить” это дело и продемонстрировать, что они успешно ведут следствие, является ярким примером таких метаний из стороны в сторону.

На роль основного козла отпущения выбраны люди, когда-то участвовавшие в деятельности молодежного крыла Белорусского Объединения Военных, патриотической организации "Белый легион". Эта организация не существует уже много лет. Как и большинство белорусских НГО, она была закрыта по политическим мотивам. Целью этой организации было патриотическое воспитание молодых людей, прививание им любви к родине, национальным ценностям и белорусскому языку, подготовка молодых людей к службе в белорусской армии. Такие организации существуют во всем мире. Но только не в Беларуси. В нашей стране “национальный” звучит как “оппозиционный” и подлежит ликвидации. Белый легион согласился с требованием властей и прекратил свою деятельность. Но вот когда КГБ понадобился кто-то из оппозиции для обвинения в самом настоящем теракте, власть сразу вспомнила о них.

Их арестовали, несмотря на то, что все годы прошедшие после ликвидации их организации, члены организации ведут обычную для большинства граждан страны жизнь. При этом даже базовый анализ ценностей и идей этой уже несуществующей организации показывает, что она не могла себе позволить покушение на жизнь своих же сограждан. Да ладно анализ. Просто достаточно расспросить людей, знающих арестованных бывших членов «Белого Легиона» лично. Теракт просто противоречит убеждениям этих людей.

Их судьба может стать разменной монетой во внутренних играх белорусской власти. Это очень беспокоит родных и близких арестованных по подозрению в причастности к взрыву. Тем более, что в истории страны был уже не один случай, когда невинных людей "подставили" под статью ради сохранения власти Лукашенко.

Андрей Обозов, Третий путь

No comments:

Post a Comment