Wednesday, July 9, 2008

На концерте в Минске обе бомбы должны были взорваться одновременно?

Концерт в честь Дня независимости в этом году был, пожалуй, самым грандиозным за последнее время — и по количеству участников, и по продолжительности, и по числу зрителей, которых собралось в районе полумиллиона человек.



Если коротко описать этот день, то получается следующее. Утром — проведение официального парада. Место парада оцеплено спецслужбами, по всему проспекту Победителей вдоль дороги стояли «люди в штатском».

Парад закончился, президент уехал, напряжение спало, и началось «народное веселье» с распитием спиртных напитков преимущественно на траве.

Ближе к вечеру множество «утомившихся» граждан «отдыхало лежа». Примерно к 19 часам публика потянулась к стеле на обещанный грандиозный концерт.

Как и при проведении парада, непосредственно к месту проведения мероприятия допуск был строго ограничен — ожидалось присутствие президента.

Первые кордоны милиции стояли в районе гостиницы «Юбилейная». Милиция досматривала содержимое сумок, не позволяя проносить спиртное. Также не пропускали сильно захмелевших.

Впрочем, с других направлений можно было без контроля подойти ближе. Благодаря этому на большой лужайке около гостиницы «Планета» сотни компаний расположились на пикник.



Следующие кордоны стояли ближе к сцене. Там также производился досмотр, отсеивались излишне пьяные. Получалось, что чем ближе к сцене, тем меньше пьяных.

Были попытки нескольких групп по 5-7 человек из числа молодежной оппозиции пройти на концерт с незарегистрированной символикой, но их задерживали на дальних подступах.



Непосредственно у сцены стояли арки-металлоискатели, и досмотр был особо тщательный. Там же была и наивысшая концентрация сотрудников служб безопасности.

Следует отдать должное организаторам грандиозного концерта. Понимая, что подавляющей массе зрителей к сцене не пробиться, было установлено несколько больших экранов. Причем экраны стояли на разном расстоянии от сцены, что позволило относительно равномерно рассредоточить толпу по свободному пространству.



Значительная масса людей покинула концерт после праздничного салюта. Вообще, трудно понять тех, кто планировал концерт до 3 часов ночи — какой нормальный человек высидит столько времени под оглушительной музыкой.

Первое взрывное устройство, как выясняется, было обнаружено еще за два часа до взрыва. Обнаружили его в районе рекламного щита с большим макетом ноутбука, показывающего время.



Оно было замаскировано в двухлитровом пакете из-под сока. Таймер в устройстве был установлен на 2 часа ночи. Стенки пакета были «облицованы» слоем гаек. В целом, конструкция устройства выполнена очень аккуратно.

На фоне оставленного в месте празднества обилия мусора такой пакет внимания не привлекает.

Власти решили, что если взрывное устройство уже обнаружено, нет смысла прерывать концерт: если возникнет паника среди нескольких сотен тысяч зрителей — последствия непредсказуемы.

Второе взрывное устройство, оставленное через дорогу от первого, сработало после полуночи. Место взрыва находится там, откуда было проще всего максимально приблизиться к сцене.



По словам пострадавших, находившихся в двух метрах от взрыва, мало кто понял, что произошло. Из-за громкой музыки звук взрыва казался слабым. Некоторые из пострадавших только почувствовав боль от осколочных ранений осознали произошедшее. К тому же, многие из пострадавших были в состоянии алкогольного опьянения, которое, как известно, снижает чувствительность организма.

О том, как почти сразу после случившегося место происшествия посетил президент и «взял ситуацию под контроль», достаточно рассказали государственные СМИ. По нашей информации, решение о продолжении концерта после взрыва принимал лично Александр Лукашенко. И это позволило предотвратить панику и появление новых жертв, которых было бы невозможно избежать в результате давки в многотысячной толпе.



К счастью, погибших не оказалось, а всем пострадавшим вовремя была оказана медицинская помощь. Всего пострадало 54 человека — в основном, молодые люди. В числе госпитализированных было несколько человек в тяжелом состоянии с повреждениями внутренних органов. Некоторые легкораненые отказались от госпитализации. Осколками поражены, в основном, ноги людей.

Власти не называют мощность взрывного устройства. Оценивая фотоснимки воронки взрыва, можно предположить, что взорвалось около 200 граммов в тротиловом эквиваленте. Основной поражающий фактор — осколки из гаек. Информация о якобы имевшихся во взрывном устройстве осколках-шурупах не подтверждается врачами и потерпевшими. Из тел пострадавших были извлечены только гайки или их фрагменты. Вообще, осколочные взрывы в скоплении народа — чудовищно жестоко.



Источник «Белорусских новостей» считает, что взрывное устройство делал профессионал, который изначально не планировал взрыв с жертвами. По словам специалиста, масса взрывчатого вещества не соответствовала массе гаек. Чтобы причинить существенный вред вплоть до смертельного исхода, бомба должна была быть начинена осколками гораздо меньшего диаметра. Большие же гайки лишь травмируют. Это мнение подтверждается травмами, полученными в результате взрыва — большинство пострадавших отделались легкими ранениями.



Власти расценили происшедшее как «хулиганство», хотя применение осколочного взрывного устройства в скоплении народа больше напоминает терроризм.

Одна из озвученных версий следствия — причастные к установке взрывных устройств есть среди пострадавших. Возможно, поводом для разработки этой версии послужило то, что таймер несработавшего устройства был установлен на 2 часа ночи. Вероятно, примерно на это время первоначально планировался подрыв и второго устройства.

Это обычная практика террористов: серия взрывов в скоплении огромного количества народа вызывает панику и давку, в которой количество жертв будет несоизмеримо больше тех, кто пострадал непосредственно от взрыва.

Также на такой вариант развития событий указывает относительно небольшое количество взрывчатки в сработавшем взрывном устройстве — взрывчатка не является дефицитом. Пожалуй, чего не учли подрывники, так это то, что музыка будет настолько громкой, что взрыв будет слышен лишь на небольшом расстоянии.

Любопытно, что район закладки взрывных устройств частично просматривается телекамерами наблюдения, расположенными в районе верхнего этажа жилого дома № 39 на проспекте Победителей. Причем, одна телекамера имеет поворотный механизм и снабжена мощным трансфокатором, способным разглядеть мелкие предметы.



В лучших белорусских традициях было сообщено о намерении «в кратчайшие сроки» раскрыть это дело. Через два дня президент назвал первого виновного — Виктора Шеймана. Дескать, не досмотрел…

Если посмотреть всю историю взрывов периода «незалежнасти» Беларуси, то видно, что ни одного виновного так и не нашли.

Вскоре открывается в Витебске очередной «Славянский базар». Уже ясно, что эхо взрыва 4 июля откликнется на этом «базаре» в виде повышенных мер безопасности.

Кто нам скажет, что значит террор?

После витебских взрывов в сентябре 2005 года информационным агентствам при освещении этого события было рекомендовано воздержаться от употребления понятий «терроризм» и «теракт». Когда я разговаривал с работницей пресс-службы Генеральной (республиканской на то время) прокуратуры, то она меня предупредила об ответственности в случае, если я назову произошедшее в Витебске терактом. Но, вероятно, дело по взрыву в Минске, возбужденное по безликой статье 339 УК РБ «Хулиганство», в дальнейшем может быть переквалифицировано по статье «Терроризм».

Сравните определения «хулиганства» и «терроризма» в Уголовном кодексе Республики Беларусь и сами подберите к произошедшему наиболее близкое.

«Хулиганство» (ст. 339 УК РБ) — умышленные действия, грубо нарушающие общественный порядок и выражающие явное неуважение к обществу, сопровождающиеся применением насилия или угрозой его применения либо уничтожением или повреждением чужого имущества либо отличающиеся по своему содержанию исключительным цинизмом (хулиганство).

«Терроризм» (ст. 289 УК РБ) — совершение взрыва, … или иных действий, создающих опасность гибели людей, … или иных тяжких последствий, … в целях устрашения населения, либо оказания воздействия на принятие решений государственными органами, либо воспрепятствования политической или иной общественной деятельности (терроризм).

Полезные ископаемые военного периода

В Беларуси легче, чем в других странах, собрать мощное взрывное устройство. После Великой отечественной одним из «полезных ископаемых» Беларуси являются оставшиеся с войны неразорвавшиеся бомбы, мины и снаряды.

Несмотря на прошедшие 60 лет, взрывчатка из старых боеприпасов пригодна к применению. Добывают ее из боеприпасов весьма опасным способом: первым делом осторожно выкручивают взрыватель. При этом существует риск подрыва. Корпуса минометных мин, изготовленных из хрупкого чугуна, раскалывают как орехи. Снаряды ударом не расколешь, поэтому взрывчатку из них выплавляют. Главное, чтобы внутри снаряда не оказалось дополнительного, промежуточного взрывателя. Иначе — гарантированный подрыв. Из лимонок тротил просто выковыривают. Некоторые любители экстрима умудряются даже разбирать взрыватели с очень мощной и чувствительной взрывчаткой.

Особенно много «эха войны» в Витебской области, где в 1944 году началась операция «Багратион» по освобождению Беларуси. Там уже не один десяток лет копаются следопыты, зарабатывают на жизнь раскопками и многие жители ближайших деревень. В Витебской области среди копателей знаменита Коптевская гора рядом с одноименной деревней. Около железной дороги Орша — Смоленск в районе станции Осиновка из-за обилия в почве металла невозможно вести полевые работы. Даже после работы специального батальона по разминированию земля преподносит множество сюрпризов военного времени.

Из-за обилия в земле металлических осколков работа обычными армейскими металлоискателями малоэффективна. Разминируется только поверхностный слой земли глубиной около 50 см, а взрывоопасные предметы могут находиться на глубине до двух метров. Земля со временем выталкивает эти предметы на поверхность, и на разминированной территории через несколько лет могут вновь появиться мины и снаряды.

К тому же, в интернете легко найти советы по сборке взрывных устройств из подручных материалов. Впрочем, к таким рекомендациям следует относиться очень осторожно. К примеру, если пользоваться рецептам приготовления взрывчатых веществ по «Поваренной книге террориста», которую легко найти в интернете, то больше чем в половине случаев опыты закончатся трагически. В случае следования советам «Книги» по приготовлению инициирующих взрывчатых веществ (которые используются в детонаторах), опыты прервутся взрывом практически в 100% случаев. В интернете разместить информацию может любой желающий, и там встречается очень много безграмотности. Возможно, такую безграмотность умышленно размещают спецслужбы, чтобы начинающие террористы истребляли себя сами.
Как защититься от взрывов в общественных местах

При взрыве основными поражающими факторами являются взрывная волна и осколки. Взрывная волна на открытом пространстве быстро теряет силу. Поэтому для поражения большего количества людей взрывные устройства начиняют осколками, при использовании которых зона поражения значительно увеличивается.

Стопроцентной защиты от террористического акта (или от «хулиганства» с применением осколочного взрывного устройства) не существует. Государство не в состоянии около каждой клумбы, около каждого столика кафе, а тем более, около каждого человека на грандиозном концерте выставить постового или установить телекамеру. В первую очередь каждый сам должен заботиться о своей безопасности.

В общественных местах следует обращать внимание на любые подозрительные предметы. Оставленные пакеты, сумки очень популярны при минировании общественных мест. Не зря милиция постоянно обращается к гражданам с просьбой сообщать обо всех подозрительных предметах в общественных местах. Сами также старайтесь не оставлять без присмотра свои вещи. Отличным местом для закладки взрывных устройств являются уличные урны.

В случае возникших у вас подозрений лучше всего уйти подальше от потенциально опасного места и сообщить о подозрениях в милицию. Не следует беспокоиться, что ваш «тревожный звоночек» может не подтвердиться. Долг милиции проверять каждое сообщение. И если потенциальные террористы видят, как на каждое подозрительное действие реагируют граждане и органы правопорядка, есть шанс, что они откажутся от своих действий. Возможно, ваше сообщение спасет жизни.

Кстати, первую бомбу на концерте в Минске обнаружили как раз граждане и отнесли ее милиционерам.

Василий СЕМАШКО
http://naviny.by/rubrics/disaster/2008/07/09/ic_articles_124_157952/

No comments:

Post a Comment